Программно-методические комплексы по физикеСостав комплекса:
С учетом этих требований для обеспечения лабораторного практикума студентов вуза были разработаны компьютерные модели лабораторных работ по физике [1], [2], [3]. Созданное моделирующее программное обеспечение позволяет:
Модели лабораторных работ можно использовать:
Преподаватель может использовать модель:
Как показал полученный опыт, применение в условиях учебного заведения виртуальных лабораторных работ, основанных на компьютерных моделях, повышает интерес студентов и школьников к учебной деятельности. Важным условием для этого является наличие простого и удобного интерфейса программы. Сложностей с его освоением у студентов (в том числе и иностранных) не возникло. Необходимо отметить, что в некоторых случаях не потребовалось каких-либо указаний, касающихся выполнения работы. Студенты самостоятельно и правильно оценили элементы управления приборами, представленными на экране, затем выполнили работу и зафиксировали ее результаты. Понятная методика выполнения работы и конкретные указания к содержанию отчета позволили получить хорошие результаты:
Для углубления исследовательских аспектов в изучении тематики, которой посвящены программы, компьютерное моделирование было дополнено математическим в среде электронных таблиц. Достигаемые при этом результаты:
Таким образом, был создан тематический программно-методический комплекс. Пример – изучение закона Ома, последовательного и параллельного соединения проводников. Для части студентов необходимым является и наличие программы, достаточно подробно объясняющей и демонстрирующей теоретические аспекты темы (для примера показан фрагмент программы "Резисторы"): Ппрактическая часть состоит из нескольких лабораторных работ:
После их выполнения и подготовки отчета перед студентами ставится задача создания математической модели электрической цепи со смешанным соединением резисторов. Опыт применения такого программно-методического комплекса показал, что студентам желательно на примере показать последовательность выполнения этапов математического моделирования с целью получения результатов, обусловленных индивидуальными или групповыми заданиями. Цепь, на основе которой даются пояснения, проще содержащейся в задании, например: 1 этап: построение математической модели. Студенты уже умеют выполнять расчеты в среде электронных таблиц. При необходимости они могут воспользоваться разделом "Расчеты в среде электронных таблиц" учебного сайта "Компьютерные информационные технологии" ([4]). Подробно разбирается процесс правильного решения задачи (в методическом плане созвучной оказалась работа [5]), например:
После создания математической модели цепи выполняются задания на исследование процесса протекания тока. Рекомендуется заносить данные на один из листов той же книги, где находится модель. Пример: Второй этап – построение диаграммы (команды "Вставка" - "Диаграмма…") в виде точечного графика, поскольку значения аргумента не представляют собой числовой ряд с фиксированным шагом: Далее указывается место расположения значений функции (карточка "Диапазон данных"): Поскольку в данный момент подписи оси Х представляют собой порядковые номера значений функции, необходимо выбрать для работы карточку "Ряд" и задать значения аргумента (поле "Значения Х"): В результате получается график, отражающий влияние одного из элементов схемы на ток: Третий этап – определение уравнения, которое с наилучшей точностью описывает полученные экспериментальные данные. Для этого на график накладывается линия тренда – выбирается диаграмма, затем выполняются команды "Диаграмма" - "Добавить линию тренда…": Выбирается тип линии и затем на карточке "Параметры" устанавливаются необходимые в данном случае параметра – "показывать уравнение на диаграмме" и "поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации (R^2)": В результате на диаграмме появится второй график и уравнение: Завершающий этап - подбор одного из элементов схемы для получения необходимого значения тока - выполняется следующим образом. Поскольку в задании указано превышение результата над исходным на 15%, вычисляется его числовое значение. Затем выполняется подбор параметра (команды "Сервис" - "Подбор параметра…"): Устанавливается целевая ячейка (в данном случае это В9, поскольку именно в ней вычисляется ток), задается необходимое значение тока (оно вычислено в ячейке В14) и изменяемое значение (это ячейка В5, где указана величина резистора R2). Результат: Результаты работы показали, что постановка задачи на поэтапную работу с компьютерными моделями и последующее создание математической модели вызывает у большей части студентов повышение интереса к теме и более глубокие знания по изучаемой тематике. Это согласуется с выводами в [6]. Подобные программно-методические комплексы формируются и по другим темам (конденсатор, индуктивность, последовательный резонанс, фоторезистор, терморезистор и т.д.). Для оценки возможностей применения в школах созданного программного обеспечения, сайта "Компьютерные информационные технологии" и методик их использования приглашались преподаватели методобъединений физики и информатики школ города Владивостока и ученики старших классов. По компьютерным моделям лабораторных работ и методическим аспектам их применения сделаны два доклада на ежегодных заседаниях методобъединения преподавателей физики школ Владивостока. Полученные в ходе изучения мнений результаты показали, что необходимо иметь проработанное методическое обеспечение программ, используемых в учебном процессе, с точки зрения более полного учета педагогических технологий. Оптимальный результат достижим после проведения специальных курсов для преподавателей, на которых в комплексе и на конкретных примерах рассматриваются вопросы использования готовых разработок. Именно о комплексном подходе и говорилось на заседаниях методобъединения физиков. Аналогичных результатов можно достичь, прилагая к программам подробные описания тех возможностей, которые получают преподаватели для реализации педагогических технологий. Пример задания на моделирование в среде электронных таблиц. Дана электрическая цепь: Исходные данные: Е = 24 В; R 1 = 24 Ом; R 2 = 18 Ом; R 3 = 36 Ом; R 4 = 18 Ом. Требуется:
Таблица значений сопротивлений (Ом)
Подготовить отчет, в котором должны быть представлены:
Разумеется, для исследования могут быть предложены иные, более сложные цепи, например: Исследование модели тоже может включать иные задания. Литература: 1. Недбайлов А.А. Модели лабораторных работ в учебном процессе. // Дальневосточная математическая школа-семинар имени академика Е.В. Золотова: Тезисы докладов. – Владивосток, 2003. 2. Крикунова О.В., Недбайлов А.А. Некоторые вопросы моделирования лабораторных работ. // Наука и образование 2004: Материалы международной научно-технической конференции. – Комсомольск-на-Амуре, 2004. 3. Недбайлов А.А. Виртуальные лаборатории в дистанционном образовании. // Рыбное хозяйство. 2006. №2. 4. Недбайлов А.А. Интранет-сайт «Компьютерные информационные технологии». // Перспективные технологии оценки и мониторинг качества образования: Материалы научно-практической конференции. – Владивосток, 2003. 5. Перминов Е.А. О методике изучения понятия математической модели. // Информатика и образование. 2006. №7. 6. Стародубцев В.А., Ревинская О.Г. Развивающая роль компьютерных моделирующих лабораторных работ. // Информатика и образование. 2006. №2. Главная | Технологии | Предыдущая страница | Следующая страница |