Гостевая книга | Форум | Написать письмо
Технологии | Программы | Linux
Компьютерные информационные технологии
Предыдущая страница | Следующая страница
Главная | Технологии | Учебный сайт КИТ как рабочая среда преподавателя информатики

Программно-методические комплексы по физике

Полный текст (PDF)

Состав комплекса:

  • компьютерная модель лабораторной работы;
  • соответствующий комплект оборудования (в перспективе);
  • контролирующая программа с интерфейсом, аналогичным компьютерной модели;
  • задание на математическое моделирование по тематике лабораторной работы.

С учетом этих требований для обеспечения лабораторного практикума студентов вуза были разработаны компьютерные модели лабораторных работ по физике [1], [2], [3].

Созданное моделирующее программное обеспечение позволяет:

  • подготовиться к выполнению в учебных лабораториях тех работ, для которых имеется полный комплект оборудования; тогда в лаборатории можно уделить больше внимания исследовательскому аспекту учебной деятельности;
  • выполнить лабораторные работы, для которых в учебном заведении недостаточно оборудования;
  • исследовать процессы или механизмы, которые невозможно выполнить в условиях учебного заведения;
  • обеспечить требования обязательного содержания лабораторного практикума для различных форм обучения;
  • создать условия для дополнительных занятий той части обучаемых, которые интересуются данным предметом и хотят знать больше;
  • обеспечить самостоятельную работу студентов как в учебном заведении, так и за его пределами;
  • оптимально организовать лабораторный практикум при заочной и дистанционной формах обучения.

Модели лабораторных работ можно использовать:

  • локально на одном компьютере;
  • в компьютерной сети (с размещением на файл- или web-сервере).

Преподаватель может использовать модель:

  • во время лабораторных работ;
  • в ходе лекции как демонстрационный эксперимент.

Как показал полученный опыт, применение в условиях учебного заведения виртуальных лабораторных работ, основанных на компьютерных моделях, повышает интерес студентов и школьников к учебной деятельности. Важным условием для этого является наличие простого и удобного интерфейса программы. Сложностей с его освоением у студентов (в том числе и иностранных) не возникло. Необходимо отметить, что в некоторых случаях не потребовалось каких-либо указаний, касающихся выполнения работы. Студенты самостоятельно и правильно оценили элементы управления приборами, представленными на экране, затем выполнили работу и зафиксировали ее результаты. Понятная методика выполнения работы и конкретные указания к содержанию отчета позволили получить хорошие результаты:

  • быстрое выполнение работ с компьютерными моделями;
  • увеличение объема заданий для работы с моделями;
  • эффективное применение компьютерных технологий в ходе подготовки отчета;
  • использование современных педагогических технологий.

Для углубления исследовательских аспектов в изучении тематики, которой посвящены программы, компьютерное моделирование было дополнено математическим в среде электронных таблиц. Достигаемые при этом результаты:

  • создание правильной математической модели заданной цепи;
  • исследование этой модели по указанным в задании параметрам;
  • прогнозирование поведения исследуемой цепи на основе полученных при моделировании результатов;
  • подготовка комплексного отчета с результатами работы с программными и математическими моделями.

Таким образом, был создан тематический программно-методический комплекс.

Пример – изучение закона Ома, последовательного и параллельного соединения проводников. Для части студентов необходимым является и наличие программы, достаточно подробно объясняющей и демонстрирующей теоретические аспекты темы (для примера показан фрагмент программы "Резисторы"):

Ппрактическая часть состоит из нескольких лабораторных работ:

  • закон Ома:

  • последовательное соединение резисторов:

  • параллельное соединение резисторов:

  • смешанное соединение резисторов:

После их выполнения и подготовки отчета перед студентами ставится задача создания математической модели электрической цепи со смешанным соединением резисторов.

Опыт применения такого программно-методического комплекса показал, что студентам желательно на примере показать последовательность выполнения этапов математического моделирования с целью получения результатов, обусловленных индивидуальными или групповыми заданиями.

Цепь, на основе которой даются пояснения, проще содержащейся в задании, например:

1 этап: построение математической модели.

Студенты уже умеют выполнять расчеты в среде электронных таблиц. При необходимости они могут воспользоваться разделом "Расчеты в среде электронных таблиц" учебного сайта "Компьютерные информационные технологии" ([4]).

Подробно разбирается процесс правильного решения задачи (в методическом плане созвучной оказалась работа [5]), например:

числовые данные: формулы:

После создания математической модели цепи выполняются задания на исследование процесса протекания тока. Рекомендуется заносить данные на один из листов той же книги, где находится модель. Пример:

Второй этап – построение диаграммы (команды "Вставка" - "Диаграмма…") в виде точечного графика, поскольку значения аргумента не представляют собой числовой ряд с фиксированным шагом:

Далее указывается место расположения значений функции (карточка "Диапазон данных"):

Поскольку в данный момент подписи оси Х представляют собой порядковые номера значений функции, необходимо выбрать для работы карточку "Ряд" и задать значения аргумента (поле "Значения Х"):

В результате получается график, отражающий влияние одного из элементов схемы на ток:

Третий этап – определение уравнения, которое с наилучшей точностью описывает полученные экспериментальные данные. Для этого на график накладывается линия тренда – выбирается диаграмма, затем выполняются команды "Диаграмма" - "Добавить линию тренда…":

Выбирается тип линии и затем на карточке "Параметры" устанавливаются необходимые в данном случае параметра – "показывать уравнение на диаграмме" и "поместить на диаграмму величину достоверности аппроксимации (R^2)":

В результате на диаграмме появится второй график и уравнение:

Завершающий этап - подбор одного из элементов схемы для получения необходимого значения тока - выполняется следующим образом.

Поскольку в задании указано превышение результата над исходным на 15%, вычисляется его числовое значение. Затем выполняется подбор параметра (команды "Сервис" - "Подбор параметра…"):

Устанавливается целевая ячейка (в данном случае это В9, поскольку именно в ней вычисляется ток), задается необходимое значение тока (оно вычислено в ячейке В14) и изменяемое значение (это ячейка В5, где указана величина резистора R2). Результат:

Результаты работы показали, что постановка задачи на поэтапную работу с компьютерными моделями и последующее создание математической модели вызывает у большей части студентов повышение интереса к теме и более глубокие знания по изучаемой тематике. Это согласуется с выводами в [6]. Подобные программно-методические комплексы формируются и по другим темам (конденсатор, индуктивность, последовательный резонанс, фоторезистор, терморезистор и т.д.).

Для оценки возможностей применения в школах созданного программного обеспечения, сайта "Компьютерные информационные технологии" и методик их использования приглашались преподаватели методобъединений физики и информатики школ города Владивостока и ученики старших классов. По компьютерным моделям лабораторных работ и методическим аспектам их применения сделаны два доклада на ежегодных заседаниях методобъединения преподавателей физики школ Владивостока.

Полученные в ходе изучения мнений результаты показали, что необходимо иметь проработанное методическое обеспечение программ, используемых в учебном процессе, с точки зрения более полного учета педагогических технологий. Оптимальный результат достижим после проведения специальных курсов для преподавателей, на которых в комплексе и на конкретных примерах рассматриваются вопросы использования готовых разработок. Именно о комплексном подходе и говорилось на заседаниях методобъединения физиков. Аналогичных результатов можно достичь, прилагая к программам подробные описания тех возможностей, которые получают преподаватели для реализации педагогических технологий.

Пример задания на моделирование в среде электронных таблиц.

Дана электрическая цепь:

Исходные данные:

Е = 24 В; R 1 = 24 Ом; R 2 = 18 Ом; R 3 = 36 Ом; R 4 = 18 Ом.

Требуется:

  • создать математическую модель цепи;
  • определить, как влияет изменение значения R 1 (таблица 1) на ток, протекающий в цепи, с построением диаграммы и определением уравнения зависимости;
  • спрогнозировать по полученному уравнению величину тока при R 1=180 Ом, записав результат в одну из ячеек таблицы;
  • определить, как влияет изменение значения R 3 (таблица 1) на ток, протекающий в цепи, с построением диаграммы и определением уравнения зависимости;
  • спрогнозировать по полученному уравнению величину тока при R 3=9 Ом, записав результат в одну из ячеек таблицы;
  • подобрать значение R 2, при котором значение протекающего в цепи тока увеличится на 15%, и записать его в одну из ячеек;
  • подобрать значение R 4, при котором падение напряжения на нем уменьшится на 10%, и записать его в одну из ячеек.

Таблица значений сопротивлений (Ом)

10 11 12 13 15 16 18 20 22 24 27 30 33 36 39 43 47 51 56 62 68 75 82 91

Подготовить отчет, в котором должны быть представлены:

  • рисунок электрической цепи;
  • порядок создания математической модели;
  • фрагмент электронных таблиц с созданной математической моделью;
  • графики влияния изменяемых параметров на токи;
  • фрагменты электронных таблиц с результатами подбора параметров.

Разумеется, для исследования могут быть предложены иные, более сложные цепи, например:

Исследование модели тоже может включать иные задания.

Литература:

1. Недбайлов А.А. Модели лабораторных работ в учебном процессе. // Дальневосточная математическая школа-семинар имени академика Е.В. Золотова: Тезисы докладов. – Владивосток, 2003.

2. Крикунова О.В., Недбайлов А.А. Некоторые вопросы моделирования лабораторных работ. // Наука и образование 2004: Материалы международной научно-технической конференции. – Комсомольск-на-Амуре, 2004.

3. Недбайлов А.А. Виртуальные лаборатории в дистанционном образовании. // Рыбное хозяйство. 2006. №2.

4. Недбайлов А.А. Интранет-сайт «Компьютерные информационные технологии». // Перспективные технологии оценки и мониторинг качества образования: Материалы научно-практической конференции. – Владивосток, 2003.

5. Перминов Е.А. О методике изучения понятия математической модели. // Информатика и образование. 2006. №7.

6. Стародубцев В.А., Ревинская О.Г. Развивающая роль компьютерных моделирующих лабораторных работ. // Информатика и образование. 2006. №2.

Главная | Технологии | Предыдущая страница | Следующая страница



Hosted by uCoz