Опубликовано в журнале "Информатика и образование", номер 7 за 2005 год Метод конструктора как базовая технология работы с графикой в среде PaintРаздел "Работа с графической информацией" курсов "Информатика" или "Компьютерные информационные технологии" обычно вызывает интерес со стороны большей части учащихся. Некоторые из них уже умеют рисовать в среде Paint. Для других, как правило, овладеть работой рисующих и корректирующих инструментов на примере предназначенных для этого заданий несложно. Проблемы начинаются дальше, когда задания усложняются. Причем одним из требований, предъявляемых к результату, является его высокое качество. Здесь, помимо навыков работы инструментами, требуются определенные технологии, или методы. Инновации, позволяющие решить задачу, были предложены в 1997 году. В ходе изучения способов подготовки рисунков на занятиях с преподавателями инженерных кафедр на курсах повышения квалификации в области компьютерных технологий (1995-1997 годы) было отмечено, что существенно улучшилось качество и сократилось время выполнения практических заданий после того, как технологический процесс был описан привычным для преподавателей способом:
Когда возникла необходимость работы с графикой в рамках вузовского лицея с учениками 10 классов, инновация была применена и там. Кроме этого, она использовалась на занятиях в 7 и 8 классах подшефных школ. Название "метод конструктора" пришло из школы, где на уроках ученики младших классов из деталей обычных металлических или пластмассовых конструкторов собирали несложные предметы или механизмы. Обычно запасные части лежат немного в стороне от места сборки. Некоторые элементы собираются из нескольких частей и затем прикрепляются к собираемому механизму. Например: Описание «метода конструктора»:
или ; Обязательными для соблюдения являются:
Применение метода подробно разбирается на примере создания одного из трех рисунков: "Кубик", "Снеговик" (или "Игрушка"), "Домик". Для использования в учебном процессе было подготовлено дидактическое обеспечение:
Проверка метода в последующие годы в лицейских классах Дальрыбвтуза и подшефных школах показала, что хорошие результаты получаются независимо от того, в каком классе и в какой школе и каком классе учатся дети. Школы и классы при этом специально не подбирались. В дальнейшем было выявлено, что по прошествии нескольких лет с момента изучения "метода конструктора" (уже в 11 классе) напоминание о нем при выполнении учащимися заданий, в которых есть небольшой рисунок (рисунки), приводит к тому, что от 60 до 80% учащихся уверенно используют его в ходе работы. Качество рисунка лучше, а время выполнения задания меньше по сравнению с теми классами, где такая методика не использовалась. Отмечено, что изучение темы "GIF-анимация" также значительно облегчается и ускоряется, если при подготовке исходных рисунков используется "метод конструктора". Поскольку часть учащихся подшефных школ поступает в Дальрыбвтуз, то проводившиеся среди студентов первого курса аттестация и анкетирование выявили, что при упоминании о «методе конструктора» у них наблюдается устойчивая ассоциация названия с технологией и ее применением на практике. Отмечено, что качество отчетов (например, по компьютерному моделированию ряда лабораторных работ по физике), где содержатся рисунки, выше, а время их подготовки меньше, чем у других студентов. В дальнейшем "метод конструктора" успешно применялся в ходе работы с преподавателями, готовящими материалы для электронных учебных пособий. Они использовали данную технологию, создавая эскизы рисунков и кадров нимации, которые затем передавались специалистам группы разработки.
В завершение выделяем готовый рисунок: и выполнением команд "Правка" - "Копировать в файл…" записываем его на диск. Главная | Технологии | Предыдущая страница | Следующая страница |